Модель знаний вкратце

Знания на нашей игре моделируются... знаниями!

Помимо общеизвестных знаний, которые известны всем жителям Посёлка (история Посёлка, кто из местных животных опасен, а кто съедобен, как готовить еду и т.п. — игроки узнают все это из правил и материалов к игре), существуют знания специальные, относящиеся к одной из отраслей знаний/умений/навыков, которые игроки выбрали своему персонажу в заявке. Эти правила относятся именно к ним.

Любое значимое знание — это некая формула (написанная на оказавшейся у игрока карточке), которая подскажет действия, способные оказать влияние на игровой мир.

Все остальное, что «знает» персонаж, это вопрос свободного отыгрыша. Но такое виртуальное знание и влияние окажет только виртуальное.

Иначе говоря, рану от укуса хищника можно вылечить, только если у медиков найдется соответствующая формула. А вот с выдуманной одним игроком своему персонажу депрессией другой игрок, персонаж которого владеет знанием «медицина», может справиться и без формулы.

Откуда берутся знания

Изначально каждый взрослый владеет тремя знаниями-формулами (две карточки на основную специальность и одна — на дополнительную, указанные в заявке), каждый из детей — одним (карточка на одну из выбранных специальностей).

Где может быть найдено новое знание (новая формула)?

Для начала, этим новым знанием может оказаться хорошо забытое старое, то есть ранее известное землянам. В булычевском Поселке герои могли бы обнаружить его, скажем, в отсеках «Полюса» или найти, перечитывая, к примеру, «Войну и мир». Ориентируйтесь на это.

Конечно же, знание можно получить эмпирическим путем, наблюдая за природой или ставя какие-либо опыты. Так у Булычева, наблюдая за «пауком», Казик «открыл» клей.

Знание можно применить по аналогии, в другой отрасли, чем та, к которой относилось первоначальное знание. Так герои булычевского «Посёлка» придумали использовать тот же клей для склеивания деталей воздушного шара.

Наконец, знание может быть получено совмещением знанием из различных отраслей.

Знаниями можно и нужно делиться, знаниям можно и нужно учить детей.

Как это выглядит и как это работает

Некоторые знания могут быть конкретными и легко применимыми:
Под деревом с дуплом растут съедобные грибы.
Да, действительно. Под этим деревом найдется еда.

Знание может требовать «маткомпонента»:
Зеленые камни лечат простуду,
А красные камни я трогать не буду.

Все замечательно, все понятно: зеленые камни полезны, красные — вредны, но что это за камни и где их взять? Так что для применения формулы придется эти камни сначала отыскать.

Знание может казаться, по видимому, лишним:
На Земле африканские негры масаи во время охоты на крокодилов танцуют ламбаду.
или выглядеть банальным:
Ящер — он как крокодил, ну только большой.

Знание может быть неполным:
Ужасный ящер, что готов нас растерзать,
Смиренным станет, если станцевать
<...> танец перед ним.

В данном случае за неполноту знания придется, возможно, заплатить жизнью.

Но ведь мозаика сложилась!
Три отрывка дали знание, которое может спасти жизни:
Ящер не нападет, пока перед ним танцуют ламбаду.

Да, чтобы никто не думал, что мы подсказали, как найти еду или спастись от ящера: нет формулы (карточки со знанием), нет и знания. Так что на игре данные формулы не сработают, а здесь приведены всего лишь в качестве примера.

Приобретение, сохранение и передача знаний

Каждое знание (формула на карточке) относится к определенной отрасли.

Использовать его может только «специалист» в данной области знания (тот, у кого эта отрасль указана в заявке).

Если вы нашли новое знание (новую карточку с формулой), то использовать его самостоятельно можно только если знание относится к той отрасли, которую вы «знаете». В противном случае вам имеет смысл передать карточку «знатоку» — лишь он сможет его использовать. После передачи карточки вы к этому знанию никакого отношения не имеете (формулу больше не помните) .

Если персонаж, владеющий данным знанием, передаст его (расскажет формулу) другому, у которого эта отрасль также указана среди умений, второму человеку это знание доступно в полном объеме: он может им пользоваться и передавать дальше (учить знанию). Первый, естественно, это знание сохранит.

Передать знание «не-специалисту» нельзя! Можно лишь рассказать ему, что делать.

Например, знание «под деревом с дуплом растут съедобные грибы» не-специалистом усвоено не будет — его можно отправить за грибами к дереву с дуплом, но в следующий раз придется делать то же самое.

Получить знание путем наблюдения (опытов), естественно, может лишь тот, кто владеет соответствующей отраслью знания. Не-специалист просто не разберется в увиденном.

Если по результатам применения знаний по аналогии или «сложения» знаний создано новое (комплексная формула, как в случае ламбады и ящера), оно также должно быть отнесено к одной из отраслей. Дальше действуют всё те же правила.

(Для удобства записи знаний-формул, которым жители Посёлка научились от других, или которые они «вывели», игрокам будут выданы «пустые» карточки с указанием отрасли знаний).

Резюме

1. Любое значимое знание — это некая формула, написанная на карточке, которая подскажет действия, способные оказать влияние на игровой мир. Все остальное — либо знание общеизвестное для всех жителей Поселка (а игрокам — известное из правил и материалов к игре), либо знание виртуальное, ни на что не влияющее.

2. Каждое знание (формула на карточке) относится к определенной отрасли. Использовать его может только «специалист» в данной области знания (тот, у кого эта отрасль указана в заявке). «Не-специалист», случайно нашедший новое знание (карточку с формулой), использовать его не сможет и ему лучше передать знание (карточку) «знатоку».

3. На старте у каждого есть набор знаний (у взрослых — 2 карточки на основную специальность и 1 — на дополнительную, указанные игроком в заявке, у детей — 1 карточка на одну из выбранных специальностей).

4. Получить новое знание можно: отыскав «забытое» знание (кем-то найдена новая карточку с формулой), по аналогии (специалист в одной области делится своим знанием со специалистом в другой области, а тот догадывается, что услышанное им можно применить в его области, и выводит новую формулу), в результате наблюдения или опыта (специалист может вывести на их основе новое знание), а также в результате «сложения» знаний из разных отраслей (на основе известных специалистам в одной или нескольких отраслях знаний специалистом выводится новое знание в своей области).

5. Знаниями можно и нужно делиться, знаниям можно и нужно учить детей. Передать знание «не-специалисту» нельзя! Можно лишь рассказать ему, что делать в конкретном случае.

 
Дизайн сайта scrackan, krom & leotsarev Администратор scrackan